новости

Цифровые технологии и концепция эффективной эксплуатации в ЖКХ

Цифровизация сегодня касается всех сфер деятельности, не является исключением и жилищно-коммунальное хозяйство. Операционный директор ГК «ВЫСОТА-СЕРВИС» Дмитрий Хамидов рассказал, в каких условиях проходит цифровизация отрасли, ее первые результаты, а также рассмотрел концепцию эффективной эксплуатации и роль мобильных приложений.

Дмитрий Михайлович, расскажите, как индустриализация повлияла на сферу жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ)?

– Мировая экономика в XVIII–XX веках пережила глобальный процесс индустриализации, что привело к ускоренному экономическому росту, повышению производительности и созданию рабочих мест, способствовало улучшению уровня жизни населения. В последние десятилетия индустриализация затронула и сферу жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), в отрасли стали активно внедрять современные технологии, автоматизировать, оцифровывать процессы, в первую очередь ориентируясь на современные тренды.

Что нам дает цифровизация процессов в ЖКХ?

Цифровизация процессов в сфере ЖКХ обеспечивает следующее:

1. Увеличение эффективности. Цифровые технологии позволяют автоматизировать процессы, оптимизировать рабочие процессы, сократить время на выполнение задач и улучшить производительность.

2. Повышение качества и доступности предоставляемых услуг.

3. Оптимизация бизнес-процессов, управления ресурсами и анализа данных.

4. Быстрое получение большого объема информации, необходимого для анализа и принятия правильных решений в управлении, улучшая и корректируя стратегическое планирование и прогнозирование.

Цифровизация ЖКХ также способствует появлению новых бизнес-моделей, продуктов и услуг, их развитие.

Таким образом, активная цифровизация сферы ЖКХ улучшает и модернизирует все процессы.

Какое основное условие развития нашей отрасли?

Современные реалии диктуют пути развития отрасли ЖКХ в целом, на фоне следующий факторов:

- необходимости постоянного расширения отрасли ввиду высоких темпов строительства;

- невысокой заработной платы сотрудников при низкой маржинальности отрасли, в связи с этим - отсутствие/низкое качество специалистов на рынке труда;

- нестабильности деятельности по управлению недвижимостью при отсутствии четкой стратегической политики государства в этой сфере.

В свою очередь, модернизация отрасли ЖКХ на сегодняшний день привела к необходимости формирования концепции бесшовной (эффективной) эксплуатации, предполагающее расширение этапов жизнедеятельности любого объекта недвижимости и подключение управляющей компании еще на стадиях проектирования комплексов недвижимости.

Эффективная эксплуатация – это соблюдение баланса минимальных вложений и получения прибыли от деятельности как застройщика, так и управляющих организаций.

В сфере управления эксплуатацией недвижимости условно можно выделить ряд основных блоков бизнес-процессов, автоматизация которых не только решает и модернизирует сами процессы, но и определяет конкурентное преимущество управляющих компаний на рынке:

· ЖКУ (жилищно-коммунальные услуги);

· Безопасность;

· Комфорт;

· Маркетинг;

· Технические возможности (эксплуатация).

Как Вы оцениваете роль цифровизации процессов в ЖКХ?

– Цифровизация процессов в ЖКХ позволила существенно оптимизировать затраты на персонал. Например, в современных многоквартирных домах системы автоматизированного снятия показаний в электронном виде в течение нескольких минут производят съем показаний с индивидуальных приборов учета, данные передаются в программу 1С, которая формирует квитанции на оплату и самостоятельно производит рассылку на электронную почту собственников. В итоге – минимум ручного труда, дополнительная экономия на печати квитанций и получение высокого уровня сбора дебиторской задолженности

Общение с жителями на 80% переведено в электронный формат. Теперь для подачи обращения, заявки, заказа пропуска и т.п. достаточно набрать текст в мобильном приложении –сообщение сразу попадает исполнителю, а значит оно не потеряется, повышается скорость обработки и в итоге – лояльность жителей.

Автоматизация затронула и внутренние процессы эксплуатации, такие как диспетчеризация инженерных систем, проведение плановых и предупредительных работ (посредством 1С ТОИР), внутренние коммуникации сотрудников.

– Какая, по Вашему мнению, основная платформа цифровизации в нашей отрасли?

– На мой взгляд, основной платформой цифровизации является мобильное приложение. На рынке выделяются такие как «Домиленд», «Домопульт», «Диспетчер24», есть и многие другие. В основном они администрируют и выполняют схожие задачи. При этом многие управляющие компании самостоятельно разрабатывают и внедряют собственные программы.

Основное отличие мобильных приложений в сфере эксплуатации недвижимости от, например, мобильных приложений в банковской сфере, производстве или продажах заключается не только в специфике процессов и услугах, а в первую очередь в возможности ежедневных и ежемесячных корректировок и изменений самих программ. На это влияют постоянно меняющиеся правила эксплуатации, потребности и пожелания клиентов, внедряемые новые услуги. В связи с этим наиболее востребованными приложениями были и остаются приложения крупных компаний, позволяющих содержать постоянный штат IT-специалистов и постоянно получающих в работу обратную связь от заказчиков. Собственные разработки мобильных приложений обычно ограничены небольшим набором функционала и не позволяют оперативно реагировать и решать новые вызовы рынка.

– Дмитрий Михайлович, подводя итог нашего интервью, что бы хотелось подчеркнуть?

– Подводя итог о преимуществах цифровизации жилых комплексов, можно сказать, что мобильные приложения на сегодняшний день представляют собой основное решение цифровизации процессов в сфере ЖКХ. При этом они не только развиваются сами, но и продвигают отрасль эксплуатации в целом, открывая новые возможности и перспективы.

Также статью можно почитать в электронном журнале «Системы безопасности» по ссылке: https://cs.groteck.ru/SS_5_2024/128/index.html
Полезная информация